Центр хирологии Майи Гордеевой | Наука о человеке
5 - 7 апреля 2024 года принимала участие в авторском тренинге Алексея Ситникова «ACMEOLOGIC»
Мысли и ощущения, которые определили значимость поездки
Интервью Майи Гордеевой в журнале "Женщина-предприниматель"№7, 2020 г.
Все науки, естественные и гуманитарные, Жан Шевалье |
В 2022 году вышла в свет книга «HOMO HUMANUS vs. HOMO CYBERUS», в которой исследовались вопросы трансформации сознания и бытия человека в эпоху развития систем искусственного интеллекта. В этой статье мы приведём лишь небольшую выдержку из параграфа, посвященного значению символьного представления человека об объектах и явлениях реального мира. Человек живёт в мире символов и сам является существом символическим, создающим символы — Homo symbolicus. Символы необходимы человеку для понимания и осознания существующей информационной реальности и себя в ней. Содержание символов и форм их представления, знание истории происхождения символов позволяют человеку использовать конкретный символ как уникальное средство познания, коммуникации и социализации. Исследуя проблему значения символов в жизни человека, известный швейцарский философ и психиатр Карл Густав Юнг (1875–1961) в своей работе «Человек и его символы» утверждал, что символы являются «проводниками» для связи между сознанием и подсознанием человека: «Символом же мы называем термин, название или даже образ, обладающий помимо своего общеупотребительного ещё и особым дополнительным значением, несущем нечто неопределённое, неизвестное». Автор «аналитической психологии» уделял большое внимание «расшифровке» сновидений человека, в рамках которых символьные образы играют важную роль в диагностике психоэмоционального состояния и поведения человека в реальном и виртуальном пространствах. Слово «символ» происходит от греческого σύμβολον (symbolon) и трактуется как «условное обозначение», «знак», «предзнаменование» или «нечто единое, составленное из различных частей». Символ предназначен для представления объекта в целостности. Это может быть изображение человека, предмета, явления, события, идеи или понятия, содержащее глубокий смысл, заключённый в особую форму. Содержание и форма символа являют собой единство, воспринимаются человеком с помощью органов чувств и включают ассоциативное мышление. Восприятие символа и полнота его расшифровки имеют индивидуальный характер и зависят от уровня знаний, развития интеллекта и воображения. Древние люди искали универсальный язык, который способен выразить связь вещей и явлений в окружающем их мире. Таким средством передачи информации стал язык символов, представленный обобщёнными образами, включающими абстрактные понятия в виде изображений. Известный английский математик и философ Альфред Норт Уайтхед (1861–1947) отмечал: «Человечество ищет символ, чтобы выразить себя». Символы — это своеобразные «коды», которые человек использовал с древних времен для упорядочивания и передачи информации, создания и поддержания структуры будущей модели реальности, определения своей принадлежности к конкретной социальной группе, роду деятельности, совершения ритуальных и обрядовых действий. Изучение древних символов позволяет получать информацию о культуре древних цивилизаций, их образе жизни и верованиях. Таким образом, символы являются культурным наследием древних цивилизаций, объектами исследования, а также источниками сакральных и духовных знаний. Кроме того, язык символов активно используется в жизни современного человека для передачи идей и чувств, как способ самовыражения. В языке символов существуют такие понятия, как «символ», «знак» и «эмблема». Многие люди используют их как синонимы, однако это не так. Знак — это изображение, которое имеет только одно, свойственное ему специальное значение, например дорожные, математические, денежные, химические и другие знаки. Эмблема — это условное изображение идеи в рисунке, которому присвоен определённый или специальный смысл, например: лира — музыка, серп и молот — единение трудящихся, всем известны военные эмблемы и др. Символ может содержать множество смыслов и нуждается во внимательном рассмотрении и глубоком изучении, расшифровке и интерпретации. Французский философ и литературовед Ролан Барт (1915–1980) утверждал: «Символ — это не образ, это сама множественность смыслов». Такая множественность смыслов влечёт человека, чтобы познать тайны мироздания и себя в этой тайне. Содержание символа может быть представлено в разных формах. Главное, чтобы форма отвечала содержанию самого символа. В современном мире существует огромное количество символов, различных по своему содержанию и форме. Классическим примером сложного графического символа выступает «Человек и его полярности» — деталь гравюры из книги английского врача и философа-мистика Роберта Флудда (1574–1637) «Utriusque Cosmi Maioris», 1617 г. |
Философская концепция этого символа заключается в том, что Человек дуален по своей природе, обладая физическим и духовным потенциалами. В круге наиболее важным является фигура Человека. У его ног находится образ обезьяны, символизирующий «животные» основы природы человека. Низшая природа человека схожа с природой обезьяны, стоящей на четырёх лапах, существование которой обусловлено низменными желаниями и биологическими инстинктами выживания. Высшая природа человека отображена пучком света треугольной формы как образа божественного начала в человеке — к чему надобно стремиться человеку. Обнажённый человек находится между двумя полюсами своей природы, то есть перед выбором: обретением внутреннего духовного развития или деградации до примитивного состояния своей животной природы. Треугольник света рассматривается на гравюре как символ стремления к самопознанию человеком единства своей физической, ментальной и духовной природы. Этот символ подсказывает и направляет нас к размышлениям и поиску ответов на жизненно важные вопросы своего существования и предназначения на Земле. |
Логическая взаимозависимость между «целью — ресурсами — результатом» определяется законом целостности. «Познай» является целью, связанной с интеллектуальными ресурсами — «самого», для достижения результата — самопознания «себя». В современной жизни этот символ триединства становится закономерностью управления любыми процессами. Человек в течение жизни может ставить перед собой разные цели. Важно помнить: путь к цели должен способствовать раскрытию потенциала, давать нравственный опыт и пробуждать чувство ответственности, а также заключаться в последовательности действий для совершенствования человека в познании самого себя. Символ треугольника (триединство) заключает в себе универсальные законы космического устройства, организации и управления физическим миром. Принцип триединства является основой единого целого мира и человека в нём. Круг — это время, в котором, с одной стороны, человек ограничен продолжительностью своей жизни, с другой, время представляется как смена эпох, в каждой из которых выдвигаются новые цели, появляются новые ресурсы для получения новых результатов. В данном символе содержится философский принцип целостности для достижения своего божественного «Я», а разгадка смысла сокрыта в самом человеке. Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874–1948) в своей научной работе о человеке, микрокосме и макрокосме замечает: «Антропологический путь — единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны». Многие выдающиеся учёные отмечали, что человек — это микрокосм. Такое представление выступает основой философских взглядов на человека как символа Вселенной. В эпоху Возрождения выдающийся итальянский художник, архитектор, инженер Леонардо да Винчи создал иллюстрацию к книге античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius). Эта иллюстрация носит название «Витрувианский человек» (лат. Homo vitruvianus). Леонардо да Винчи изобразил древнего человека как Мир в миниатюре: человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, а тело его напоминает микрокосм Вселенной. Один из древнейших символов, который человек использовал в своей деятельности, в том числе и для образного представления себя — это пентаграмма. Впервые он упоминается в шумерских письменах около 7000–5000 г. до н. э. Пентаграмма являлась важным религиозно-мистическим и идеологическим символом, который в Древнем Египте назывался «Звездой Изиды». Встречаются и другие значения символа звезды. Например: в качестве символа мудрости, талисмана любви и счастья, оберега от беды; как символа могущественной власти на Земле (символ пятиконечной звезды). Пифагор рассматривал пентаграмму как совершенную геометрическую фигуру, в которой гармонично соединяется физический (воздух, земля, вода, огонь) и духовный (идея) миры человека. В XX в. появился новый символический язык общения, основанный на цифровых кодах и сформировавший информационные технологии. Современный язык символов, используемый в Интернете и соцсетях. Он является искусственно созданным, отражающим лишь информационную модель самого человека или его действия без духовного наполнения. Ввиду этого, обращаясь к символам, представляющим человека в виртуальном пространстве, необходимо сохранить мудрость и преемственность при сочетании универсального языка символов и современного информационного языка общения. Виртуальный мир полон символов, которые человек должен понимать и корректно использовать в своей повседневной и профессиональной деятельности. Язык символов богат смысловыми значениями для ассоциативного и чувственного восприятия человеком всех нюансов бытия и своего сознания для приобретения мудрости. Символьный язык характеризуется содержательным знанием о человеке, его материальном и духовном мире, поскольку сам человек выступает носителем и символом этого языка. Символы являются зашифрованной информацией, которая позволяет человеку погружаться в тайны мироздания и многовековой культуры. Изучение языка символов позволяет человеку осознать многообразие и масштабы человеческой мысли, прикоснуться к сокровищнице знаний ушедших цивилизаций, проникнуться содержанием обычаев, традиций и ритуалов древних людей, оказаться сопричастным миру искусства, обрести новое понимание многообразия способов познания мира. Авторы: |