Центр хирологии Майи Гордеевой | Наука о человеке
5 - 7 апреля 2024 года принимала участие в авторском тренинге Алексея Ситникова «ACMEOLOGIC»
Вопросы, ответы, советы
Интервью Майи Гордеевой в журнале "Женщина-предприниматель"№7, 2020 г.
Homo sapiens пусть и не святой, но очень неплохой. |
Достижения в области науки и технологий под девизом «покорения природы» привели человечество к возникновению глобальной проблемы экологии биосферы, и в том числе экологии самого человека. Учёные бьют тревогу по поводу результатов агрессивного воздействия новой информационно-сетевой среды (киберсферы) на здоровье и психику человека. Поэтому вопрос об экологии человека и особенно личности становится актуальным для сохранения человечности в техногенном информационном обществе будущего. |
Биосфера выступает единственной организационной естественной системой, которая обеспечивает устойчивость среды обитания человека и удовлетворения его базовых и социальных потребностей. Человек как элемент биосферы активно воздействует на природную среду в процессе своей социально-экономической деятельности. В результате этого сама природная среда становится важнейшим фактором изменения условий и качества жизни человека на Земле. Природная среда – это очень сложная система, состоящая из причинно-следственных цепочек. Нарушение в одной из природных цепочек может привести к существенным изменениям в других. Эта система обладает уникальной способностью к самовосстановлению, но из-за активной разрушительной экономической деятельности людей она постепенно ослабевает и утрачивает свой первоначальный потенциал. Поэтому эволюция человека как разумного элемента биосферы должна опираться на совершенствование культурных, духовных, физических и интеллектуальных характеристик человека, лежащих в основе всех цивилизационных процессов. Высшая стадия эволюции биосферы, в которой научные знания становятся определяющим фактором развития общества Homo, является ноосфера. Формированию ноосферы способствовало осуществлению инновационной деятельности человека, результатом которой стало создание наукоёмких технологий, позволяющих человеку углублённо познавать самого себя и окружающее его пространство. Процесс развития ноосферы ставит перед человеком новые цели и задачи, которые отражаются в характеристиках профессионализма (компетенций) на основе постоянного освоения новых научных знаний. Эти знания изменили не только профессиональную деятельность человека, но и повлияли на формирование научного сознания и информационного жизненного пространства, получившего свои цифровые коды. Таким образом создавалась и формируется до сих пор киберсфера. Основой расширения киберсферы стали стремительно развивающиеся технологии искусственного интеллекта, которые создавались с целью познания естественного интеллекта и имитации когнитивных функций человека. На рис. 1 отражено взаимодействие ИИ с человеческим интеллектом, который является природным феноменом человека в биосфере и креативным – в ноосфере. В существующей реальности человек – это «центр» существования биосферы, ноосферы и киберсферы. Человек как личность или активный, познающий «элемент» природы производит многообразие природоестественных, искусственных и смешанных систем. Создавая любую систему для реализации выдвигаемых целей, человек формулирует принципы, на основе которых она затем проектируется. Поэтому он несет ответственность за конечные результаты своей деятельности, осуществляемой в сложной и постоянно развивающейся ноосфере, а также создаваемой и расширяющейся во времени киберсфере. Результаты деятельности человека имеют «резонансный» и «рекуррентный» (возвратный) характер. Следовательно, каждая из сфер влияет на изменения качественных характеристик личности самого человека: здоровье, духовность, культура, профессионализм, научность знаний, уровень интеллекта. Технические средства отражают виртуальные (возможные) ресурсы деятельности человека и могут имитировать естественные эмоции, чувства и интуицию, которые создают живое, реальное восприятие жизни. Вследствие этого человек, особенно молодое поколение, постепенно утрачивает навыки коммуникации в естественной среде общения и построении межличностных отношений. В информационном пространстве сокращается смысловая и эмоциональная нагрузка коммуникационных актов, поскольку в искусственно создаваемом информационном пространстве человек общается не с реальной личностью, а с его виртуальным субъектом коммуникации. В этом случае теряется уникальность идентификации личности, что приводит к унификации личностных отношений. Ориентация на сетевых кумиров чаще всего приводит к деформации личностных характеристик, которые необходимы для формирования гармоничного сочетания качественных характеристик, определяющих личность человека. Французский писатель Эмманюэль Мунье (1905-1950) писал: «Личность – единственная реальность, которую мы познаём и которую одновременно возделываем изнутри». Личность – это человек, который стремится к самореализации. Проблемы развития личности и образование человека при кажущемся различии имеют глубокую корневую основу. Сущность её определяется мерой разделения мира природы и мира человека в процессе накопления знаний и умений в практической деятельности, а также способности гармонично взаимодействовать с современной внешней средой. Разрешение противоречий между природой, человеком и обществом позволит положительно решить проблему сохранения уникальности человека и окружающей среды. Многие учёные современности отмечают важность сохранения гуманистической сущности человека. Концепция гуманизма, возникшая в эпоху Возрождения, в условиях информатизации и цифровизации общества не исключает её фундаментальных принципов, а приобретает новое содержание: признания высокой ценности человека как ЛИЧНОСТИ, права на защиту человеческого достоинства, свободу и счастье, проявление и развитие способностей на основе равенства, человечности и справедливости. В условиях стремительного развития систем искусственного интеллекта и формирования информационного пространства, человечество сталкивается с таким философским направлением как трансгуманизм. В рамках трансгуманизма рассматриваются вопросы улучшения человеческой природы путём активного взаимодействия человека с достижениями науки и техники. Трансгуманисты развивают идею усиления умственных, физических и психических способностей человека на основе использования био-, информационных, нанотехнологий и других технологий для преодоления старения, болезней и смерти человека. Безусловно, стремительное развитие наукоёмких технологий рождает сценарии появления «улучшенного человека». Американский историк Ван Вик Брукс (1886-1963) призывал: «В обществе будущего на первом месте должны быть люди: этим оно будет отличаться от машинного века, забывшего о человечности». Мы считаем важным применять в качестве ориентиров идеи гуманизма, которые определяют развитие человека именно как Homo humanus или существа духовного, разумного и свободного. Homo humanus – это необходимый образ человека будущего, а гуманизм – должен стать идеологией XXI века. Гипотетическая модель реализации идеи сохранения Homo humanus представлена на рисунке 2 в виде гармоничного взаимодействия личности с новой информационной реальностью. Человек на рисунке представлен в фундаментальном философском значении «Я» как общественное существо, обладающее разумом и сознанием, изучающее и изменяющее себя и окружающую действительность. Он как ЛИЧНОСТЬ и субъект деятельности осознаёт объективную реальность и создаёт субъективную и виртуальную реальности. Эти реальности имеют логическую причинно-следственную связь, которая даёт возможность человеку осознавать себя частью биосферы и участвовать в создании ноосферы и киберсферы, как мы ранее рассматривали. |
«Я» находится в шестиугольнике, как образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище), который обладает ярко выраженной самостью и как символ являет собой единство и целостность. Устойчивость «Я» в концепции Homo humanus новой информационной реальности обеспечивается одновременным и обязательным действием следующих условий: |
Авторы: Майя Анатольевна Гордеева – основатель и руководитель Центра хирологии / MAYYA GORDEEVA HIROLOGY CENTER, профессиональный хиролог, эксперт системы естественной профориентации персонала и руководителей малого и среднего бизнеса по линиям и знакам на руках. Кандидат экономических наук, доцент, дипломированный психолог. Марина Борисовна Алексеева – координатор научного направления Центра хирологии / MAYYA GORDEEVA HIROLOGY CENTER, доктор экономических наук, профессор. Grand Doctor of Philosophy (in Economics). |